Как компании принуждают нас покупать ненужное

Знак доллара

Вы когда-то задумывались, почему из строя выходят те же самые детали ноутбуков? Почему фирмы не учатся на ошибках и не укрепляют самые уязвимые места? Как это так получается, что большинство пользователей устанавливают новую ОС даже тогда, когда старая в общем-то прекрасно работает? 

Зачем каждую неделю выпускать новый смартфон с почти такими же техническими характеристиками, как в предыдущей модели? 

Кому это выгодно - нам покупателям? Конечно же, нет. Правда, производителям удается убедить в обратном все большее количество потребителей. Чтобы понять, в чем дело, давайте знакомится с концепцией запланированного устаревания.

XX век

Появляются первые товары массового производства - бытовая техника начала проникать в каждый дом. Но тут экономический кризис, Великая депрессия. Потребители не могут себе позволить новые покупки. Нет спроса – заводы стоят. Круговорот денег остановился, как и вся мировая экономика. Корпорации в замешательстве – нужно срочно что-то делать.

Бернард Лондон, кажется, придумывает решение, а именно знакомит промышленных магнатов и ведущих экономистов с концепцией запланированного устаревания. Идея такова – фирмы немного понижают цену на технику. Зато клиент, покупая товар, обязуется возвратить покупку через некоторое время изготовителю. Производитель возвращенный товар продает повторно или использует детали в изготовлении новой линии продукта. Идея должна была дать новый толчок возрождению и развитию мировой экономики.

Конечно, мы рассматриваем концепцию в сильно обобщенном виде, но главное то, во что она превратилась в наши дни. Сегодня потребитель не возвращает товар производителю, а сам, как бы по случайности, избавляется от него - ремонтирует за свои деньги или выбрасывает, или перепродает и, покупает новую модель.

Способы

Смышлёные маркетологи не просто видоизменили, адаптировали концепцию запланированного устаревания на свой манер, но и значительно расширили ее. Существует целых 5 способов заработать на нас с вами повторно.

Красота требует жертв

Смартфон или планшет - это уже не просто удобный способ коммуникации, но и статус, стиль, часть имиджа. Многие уже не носят телефон в кармане или в сумочке, а прямо на шее, как какое-то украшение.

Эстетическое устаревание техники - самый перспективный способ заставить потребителя купить новый продукт. Последние годы работы маркетологов и рекламщиков это подтверждают. Самый популярный пример - продукты Apple. Сами разработчики признают: “iPhone - это не просто телефон, это имидж”.

За месяц после выхода последней модели смартфона выходит новая, которая по своим характеристикам практически идентичная предыдущей модели. Ну а что, производителям себя сдерживать, если покупатель всегда хочет нового?

Когда-то продавали продукт, и его технические характеристики было первым, что влияло на решение покупателя. Сегодня продают образ, частью которого есть продукт. Не что иное, как побочный эффект массовой культуры. Ведь для того, чтобы образ работал, нужны две стороны: одна – субъект, который решает образ приобрести, другая - зрители, которые образ обязательно поймут и оценят, ведь они часть тот же культуры.

Интеграция/встраивание деталей

Некоторые производители сознательно и без необходимости лишают деталей автономности. Другими словами, делают элементы техники полностью интегрированными. Соответственно, как только выходит из строя одна деталь, вам приходится заменять целый комплекс или покупать новое устройство.

Примеров немало. Каждый телефон состоит из нескольких, так сказать, функциональных слоев. Экран можно соединить с платой болтиками, специальными защелками, а можно намертво приклеить. Спрашивается зачем? Что если дисплей разбился или вышел из строя? А ничего - покупать новый телефон.

То же относится и к интегрированным без надобности видеокартам без слота для установки новой (к счастью, такие уже встречаются редко). Или, к примеру, вмонтированные к системный блок аккумуляторы.

Нет драйвера для новой ОС

После выхода нового устройства компания сразу создает драйвер, чтобы вы могли использовать его на вашем компьютере, который работает под руководством определенной операционной системы. Фирма охотно выпускает обновление за обновлением, но в один прекрасный день перестает. Драйвер, который работает под новой версией ОС, отсутствует.

Пользователь стоит пред дилеммой - то ли покупать новое устройство, то ли возвращаться на старую ОС. На самом деле выбор у него один - покупать новое. Ведь если он и вернется на старую ОС, то вскоре обнаружит, что большинство современных и нужных приложений не работают на ней. В результате покупает и ОС, и устройство.

Апргрейд - всё или ничего

Однажды ваш компьютер начинает подвисать. Оказывается, он не справляется с новой игрушкой или программой. Что ж, напрашивается логичное решение, например, купить более производительный процессор - логично. После недолгих разбирательств что к чему, вы открываете для себя, что ваша материнская плата не поддерживает, желаемый процессор. Надо бы ее тоже заменить. А новая “мать” поддерживает оперативную память только стандарта DDR3. Продавец вас убеждает, что стандарт DDR3 действительно намного лучше, чем DDR2. Против фактов не попрешь - покупаете еще как минимум две планки RAM.

Приносите домой, по сути, новым компьютер. Наконец-то запускаете долгожданное приложение. Но спустя некоторое время обнаруживаете, что процессор, чипсеты и видеокарта сильно перегреваются. Надо покупать дополнительные куллеры. И так далее.

Предвиденный дефекты

Не так давно несколько энтузиастов искали причину поломки принтера. Работали настолько усердно, что обнаружили микросхему, которая считает количество распечатанных страниц. Когда число достигает заранее установленной отметки, принтер “умирает”. Это способ можно отнести к особого наглым и прямолинейным.

Очень часто производители компьютеров используют пластик там, где было бы разумнее использовать более надежный металл. После небольшого падения, что-то выходит из строя. И это не гарантийный случай.

Раньше культура формировалась стихийно, постепенно, подбирая лучшее из лучшего для человечества. Сегодня - это сознательный, управляемый кем-то процесс.